Вместо император поневоле 5, соната имеет линейную траекторию развития — от медленной первой части к бурному финалу. Соната была написана в 1801 и опубликована в 1802 году. Это период, когда Бетховен всё больше жаловался на ухудшение слуха, однако продолжал пользоваться популярностью в венском высшем обществе и имел множество учеников и учениц в аристократических кругах.

16 ноября 1801 года он писал своему другу Францу Вегелеру в Бонн: Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. К ноябрю 1801 года относится цитированное письмо Вегелеру, но уже в начале 1802 года Джульетта предпочла Бетховену графа Роберта Галленберга, посредственного композитора-любителя. Против подобного наименования сонаты не раз возражали. Первая часть, до диез минор, написана в форме, близкой к усеченной сонатной. Она открывается октавными аккордами в левой руке и триольными фигурациями в правой. Мелодия, которую Берлиоз назвал плачем, проходит в основном в правой руке на фоне остинатных триолей.

Берлиоз назвал его одной из тех поэм, которые не в силах выразить человеческий язык. Произведение было очень популярно и при жизни Бетховена, что несколько раздражало самого композитора, который как-то заметил своему ученику Карлу Черни: конечно, я написал вещи и получше. Александр Серов находит в первой части сонаты выражение смертельного уныния. Эта часть состоит из трех необычайно выразительных и очень ясно различимых музыкальных элементов, как пишет А. Вторая часть представляет собой довольно обычное скерцо и трио, момент относительного спокойствия перед бурным финалом.